"Потому что нельзя быть на свете красивой такой"
Сегодня речь пойдёт о решётке Летнего сада. Не о той, распиаренной, что украшает парк со стороны Невы, а о менее известной южной ограде, выполненной по рисункам Луи Шарлеманя. Говорить будем не столько о самой решётке, сколько об одном из архитектурных элементов на ней, а именно о горгонейоне. Горгонейон - это древний символ-оберег, на котором в основном изображалось искажённое криком лицо. Иногда попадаются и бородатые мужики с высунутым языком, но чаще всего это женщина со змеевидными волосами, которую ассоциируют с мифической горгоной Медузой. Да, да именно в таком порядке. Ибо горгон было несколько, но лишь одна звалась Медузой. О ней и речь.

Горгона по версии Гесиода
Медуза — дама очень древняя. История её теряется в глубине веков и потому весьма противоречива. Начнём с того, что непонятно, кем были её родители. Гесиод (VIII - VII вв. до н. э.), например, уверяет, что была она одной из дочерей-горгон Форкия* и Кето*. Последние, к слову, произвели на свет немало разных чудищ, а может, и не чудищ вовсе. Гесиод не даёт себе труда подробно останавливаться на описании внешности, полагая, что это и так каждому известно. Ах, Гесиод, Гесиод! Не позаботился ты о будущих поколениях, вот и теряемся теперь в догадках. Но тот же Гесиод настаивает, что на Медузу позарился Посейдон и овладел горгоной "на многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных". Тут-то и закрадывается подозрение, что было там на что посмотреть, иначе зачем бы оно богу морей понадобилось.
А что же Еврипид?
У другого известного античного автора, Еврипида (V в. до н. э.), иная теория. По его мнению, породила горгон Гея, да не просто так, а с совершенно прагматичной целью. Должны были они помогать сражаться с новообразовавшейся партией олимпийских богов. Если учесть, что Гея за всю историю не произвела на свет ни одного прекрасного существа, то и Посейдон ни на кого не зарился, и вся эта «посейдоническая» версия со всеми своими последствиями, о которых речь пойдёт позже, выпадает. В сухом остатке у нас отрубленная в ходе войны голова Медузы, водружённая на эгиду. Всё просто и лаконично. Кто рубил и что такое «эгида», мнения расходятся. Претендентов на роль воина, лишившего чудище головы, двое – Афина и Зевс. Да и с «эгидой» не всё ясно. Сходятся в одном - в материале. Эгида сделана из козлиной шкуры. Некоторые исследователи считают, что это накидка Зевса, другие же предполагают, что речь о щите.
Вариант Овидия
Публий Овидий Назон, древнеримский лирик, жил значительно позже упомянутых выше греческих "литераторов".О Медузе мы узнаём из его капитального труда под названием "Метаморфозы", который, к слову, мог бы до нас и не дойти, потому что поэт сжёг рукопись. К счастью, к моменту уничтожения уже существовало несколько списков произведения, иначе мы бы лишились одного из самых полных сборников греческих и римских мифов. И ещё неизвестно, какой вариант истории Медузы обрёл бы в дальнейшем популярность.
Овидий — сторонник версии «посейдонической». Видимо, она ему показалась интереснее лишённого страстей эпизода Титаномахии (война богов Олимпа с Титанами). В своих «Метаморфозах» древнеримский поэт в деталях излагает скупо поданный Гесиодом сюжет.
Медуза - младшенькая из горгон, единственная из них смертная, зато красоты неописуемой. Вот Посейдон и не устоял. Не в правилах богов было добиваться взаимности. Отказы не принимались. Так что, невзирая на явное неприятие всего происходящего красавицей, Посейдон ею овладел, да не на «мягком лугу», как было у Гесиода, а на холодных «мраморах» храма Афины.
Место действия, конечно, менее комфортное, зато объясняет последовавшее за ним недовольство дочери Зевса. Как же! Осквернили её храм. За это можно и наказать. В варианте Гесиода вообще было неясно, с чего вдруг взбеленилась богиня. У Овидия же гнев Афины вполне оправдан, вот только наказание вызывает недоумение. Вместо того чтобы потребовать ответа от Посейдона, или, на худой конец, пожаловаться в высшие инстанции, например, Зевсу (последний, правда, и сам был под стать брату в женском вопросе), Афина обратила всё своё негодование на жертву.
Несправедливо, скажете? Но вполне правдоподобно. К тому же есть версии, что Медуза уже давно вызывала раздражение Афины тем, что кичилась своей красотой. А тут такой повод представился девушку привлекательности лишить. Вот и обратила злобная Афина Медузу в змееволосое чудище. И вроде как ей же на благо, «потому что нельзя быть на свете красивой такой», иначе того и гляди кто-нибудь ещё решит последовать примеру Посейдона. Но завистнице этого показалось мало, так что наделила богиня чудовище неприятным свойством обращать в камень всякого, кто на него посмотрит. И тоже ведь вроде хороший способ избавиться вообще от всех возможных домогательств. Мало ли наткнётся на Медузу кто подслеповатый и не заметит, что перед ним уродина. А тут ну никаких шансов. Ей и делать ничего не надо. Да, да, у Овидия именно так. Не от взгляда «убийственного», а от одного её вида - в камень. Каменели даже растения.
Горгона, вероятно, не хотела, чтобы всё вокруг каменело, а может, стеснялась своих шипящих волос, так что удалилась она к сёстрам, на край мира, за границы океана. Но богиня не успокоилась. Когда юный Персей в запале пообещал царю Полидекту принести голову Медузы, Афина тут же начала оказывать герою всемерную поддержку. К предприятию также подключился известный авантюрист Гермес. Дело увенчалось успехом. Да и как иначе при таких-то помощниках. Голову несчастной змееволосой женщины Персей ещё некоторое время использовал в собственных целях, а потом передал Афине, видимо, в благодарность за оказанную поддержку. Так что оказалась она у богини на «эгиде».
В качестве заключения
Интересно, что в современном греческом языке у слова «горгона» (‘γοργόνα’) среди значений числится «русалка» и «красавица». Всё-таки осталась в памяти народной несказанная красота морской девы.
Со временем голова самой известной из сестёр-горгон превратилась в элемент декора. На южной решётке Летнего сада она именно в этом качестве и представлена. А может, не утратила она и своих охранных свойств. Будем надеяться, что так. Античный охранник лишним точно не будет.
*Форкий – хтоническое божество, олицетворяющее бурное море
*Кето – злобная богиня морской пучины
Поделиться:
Фотографии


